Ландшаф­­тный дизайнер ­­  Туркина Наталия   ­­­­­­­­­­­
Назад к списку

Монастырские сады Верхотурья

      Во многих религиях связывался с раем, парадизом. В средневековых христианских монастырских сада, скрытых из-за постоянной угрозы нападения за высокой стеной и давших начало регулярной планировке, помимо утилитарного выращивания овощей и лекарственных трав, велико было символическое значение его растительного наполнения: яблоня – символ грехопадения людей, белая лилия – чистоты Богородицы. Именно в монастырях изначально появились лабиринты – метафорическое отображение блужданий души человеческой в поисках истинной веры. Но русская душа всё перерабатывает на свой лад, на размах наших просторов, на суровость нашего климата. Русские монастырские сады всегда существенно отличались от европейских, так же, как и ветви христианства: католицизм и православие, как и их отображение в архитектурных стилях. 
     Православие перешло за Урал только в конце 16-го века, вслед за Ермаком, за купцами, за первыми поселенцами. Верхотурье было одним из первых созданных городов на пути освоения Урала и Сибири. Заложенное ещё при Федоре Ивановиче (сыне Ивана Грозного), оно так и осталось духовным центром Урала.     


Множество храмов внутри города и в его окрестностях, выстроенных в разное время и в разных стилях: классицизм, московское барокко, византийский, в традициях древнерусского деревянного зодчества.  
     Масштабность и историческая глубина города впечатляют. Особенно радостно видеть эти места воспрявшими от забытия, реконструированными, живущими своей жизнью. И ландшафтное оформление, как оправа, лишь подчеркивает их красоту. Хотелось бы поподробнее остановиться на ландшафтном обрамлении двух храмов. 


Свято-Покровский женский монастырь в Верхотурье 

     Его сравнительно небольшую территорию украшают контрастные растительные композиции. Нарядные, всесезонно декоративные, эти композиции - классический пример гармоничного сочетания контрастных форм кроны: вертикаль – туя западная сорта «Smaragd» и «Brabant», можжевельник скальный «Skyrocket»; плакучая форма – яблоня сибирская на штамбе; горизонтали – можжевельники стелющихся сортов; шаровидные кроны – туя западная «Danica» и сосна горная «Mops», которые поддерживают форму без помощи стрижки, а также множество подстриженных под шар кустарников – дерен белый, калина обыкновенная, пузыреплодник калинолистный, также тему сферы поддерживают соцветия-шары гортензии метельчатой. 

     Здесь можно увидеть такой элемент регулярного стиля как партер, где бордюр искусно выполнен из спиреи японской, для акцентов использованы вечнозеленые туи, а в центре композиции – сформированная в виде шара яблоня сибирская. 

     Несоменно обращают на себя внимание малые архитектурные формы (архитекторы используют сокращение МАФ): беседка, скамьи, калитка. Выполненные изящно, с отсылкой к историческим аналогам, они являются единым целым со всем ансамблем монастыря.           

     Парк при монастыре в селе Меркушино      

     Ландшафтное оформление непосредственно у храма тяготеет к регулярному стилю, а вот сам парк в селе Меркушино при Свято-Симеоновском подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря выполнен в пейзажном стиле. 

     Его отличает гармоничное вписание в существующие ландшафты: почти незаметны границы рукотворного и природного, границы парка буквально «растворяются» среди холмов и берёз его окружения. Используются, так называемые, «заимствованные пейзажи», пришедшие в европейское ландшафтное искусство из японских садов эпохи Эдо. 

     Посадки отличает хорошо проработанный растительный ассортимент под достаточно суровые условия Среднего Урала. Базу озеленения всех территорий составляет ассортимент данной климатической зоны: ели и лиственницы – дань близости тайги, липа – единственный представитель широколиственных лесов, перешагнувший уральский рубеж, оставивший по ту, западную, сторону дубы и клёны, и, конечно же, символ России – береза. Но эту ландшафтную территорию отличает виртуозная работа с устойчивым многолетне проверенным ассортиментом для уральского региона, с такими, казалось бы, обыкновенными растениями. Это береза – разных форм и сортов - разрезнолистная форма, посадки аллеей, сформированная на штамбе шаром и плакучей формой, в виде арки.      

     Хвойные породы: это сорта ели обыкновенной «Inversa» и «Nidiformis»; ель колючая, или, как принято её называть у нас, голубая - сорт «Glauca Globosa» растущий равномерным массивом и не вырастающий выше метра; сосна обыкновенная – форма Ватерери. Ивы – извилистая, придающая меланхоличность и задумчивость ландшафту, и ива пурпурная, стриженная в виде шара; яблоня сибирская – сформированная в виде шара на высоком штамбе и плакучая её форма тоже на штамбе; также активно использовано многообразие видов боярышника. Экзотов – растений не принадлежащих к этой природной зоне, немного, как и положено 2-5 %, но и они уже проверены не одним десятилетием культивирования на Урале. Это туя западная, гортензия метельчатая, сосна горная.   

     Фото, сделанные в осенний период, говорят о хорошей проработке всесезонной декоративности, ведь даже без листьев и цветов мы видим интересный ландшафт за счёт разных форм кроны, игры переплетающихся ветвей, колышащихся метёлок вейника, зелёных «ноток» хвойных и «горящих костров» рябин. 

     В парке расположена скульптура святого Симеона Верхотурского, считающегося покровителем земли уральской, она изображает его за рыбной ловлей. Сейчас на том месте, где он ловил рыбу в реке Тура, поставлена церковь Всех Святых. 

      Берёзы и сосны, вейник и спирея, геопластика, извилистые дорожки, беседки, мостики, пруд… Находясь в парке ты невольно всё время обращаешься к храму, который присутствует в композициях, его купола часто являются доминатой пейзажных картин. Этим он напоминает московское «Зарядье». Прогулка здесь даёт возможность и уединиться в беседке, и окинуть взором расстилающиеся кругом просторы, и рассмотреть внимательно красоту растений, и, что самое главное, почувствовать умиротворение и прийти к самому себе, задуматься о вещах, которые выше обыденной суеты…